В «ТИСБИ» прошла конференция по обучению детей с нарушением слуха

В рамках всероссийской конференции ее участники в течение трех дней обсуждали вопросы обучения, воспитания и интеграции детей-инвалидов

«Всероссийская конференция (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха, посвященная 150-летию со дня рождения Е.Г.Ласточкиной» проводилась в «ТИСБИ» впервые. Второй площадкой мероприятия стала Казанская школа-интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение трех дней 150 участников конференции делились своим опытом работы с детьми с ОВЗ.

Мастер-класс

Своеобразным началом конференции можно считать открытую встречу с заведующим редакцией научно-методического и практического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» Алексеем Меньковым. Он провел мастер-класс для начинающих авторов, которые пишут статьи — как научные, так и публицистические.

В течение нескольких часов Алексей Меньков рассказывал об основных принципах эффективного написания статей. В частности, по его словам, статью изначально нужно писать для конкретного журнала, так как позже могут возникнуть сложности с публикацией — издание может не принять статью, если та не будет соответствовать его тематическим и стилистическим требованиям. Кроме того, добавил спикер, не следует пренебрегать советами научного руководителя, особенно если он имеет авторитет и способен дать рекомендацию в выбранный журнал.

Кроме того, большое внимание Алексей Меньков в своем мастер-классе уделил нюансам в подборе иллюстраций к статьям, их оформлению согласно последним принятым издательским нормам. Призвал лектор не забывать и о саморедактировании.

Автору после написания статьи необходимо еще раз медленно прочитать свой текст. Именно на этом этапе зачастую выявляются явные ошибки и неточности — в приведенных фактах, цитатах и ссылках на источники. Кроме того, зачастую приходится сокращать текст статьи, исходя из требований издания — в том числе поэтому лучше писать текст сразу для определенного журнала, чтобы не потерять важные мысли и сохранить смысловую целостность публикации. Алексей Меньков заместитель главного редактора ВАК-журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

В целом, мастер-класс запомнился его участникам возможностью постоянного диалога со спикером. Аудитория могла задавать вопросы как по ходу выступления, так и после него. Также Алексей Меньков организовал после основной части встречи небольшой семинар по разбору уже готовых статей и материалов. Он указывал на допущенные в тексте смысловые и стилистические ошибки, давал советы начинающим авторам и призвал всех как можно чаще печататься в авторитетных научных изданиях, в том числе, и в своем журнале, пообещав при этом оказать студентам и преподавателям «ТИСБИ» максимальное содействие.

Основная часть конференции

Основная часть конференции стартовала на следующий день. Главной своей задачей ее организаторы во главе с директором ОУМЦ по обучению инвалидов ПФО, директором АНО «РМЦ по работе с лицами с ОВЗ» Еленой Мелиной поставили обмен опытом участников конференции. Среди них было множество известных российских и иностранных специалистов в области обучения, воспитания и интеграции детей с нарушением слуха. Объединял их общий подход к решению задач — ориентация на практику, а не сугубо теоретическую работу. Основных же направлений работы конференции оказалось сразу несколько:

  1. Специальное образование для лиц с нарушением слуха.
  2. Подготовка специалистов в области дефектологии, сурдопедагогики.
  3. Социальное партнерство как поддержка воспитания, образования и интеграции людей с нарушением слуха.
  4. Школы для детей с ограниченными возможностями здоровья — как ресурсные центры в реализации инклюзивного образовательного процесса.
  5. Актуальные вопросы защиты прав людей с нарушением слуха в России.
  6. Профориентация, профобразование и трудоустройство людей с нарушением слуха.
  7. Реабилитация и интеграция людей с нарушением слуха.
  8. Слепоглухие люди — воспитание, обучение, сопровождение, интеграция.

В рамках конференции прошло и несколько дополнительных мероприятий. Среди них демонстрация 3D-оборудования с включенным в нее мастер-классом по новым образовательным технологиям, а также множество выставок: печатных изданий по коррекционной педагогике, группы компаний «Исток-аудио», группы компаний «Соново Рус» и др.

Мы особенно рады, что к участию в конференции удалось привлечь специалистов самых разных направлений — подобных площадок для обмена опытом в этой области в России крайне мало. Нашими гостями стали ученые, педагоги, дефектологи, сурдопедагоги, психологи, организаторы, управленцы и др. Важен оказался и практический опыт представителей общественных организаций, сотрудников профильных учреждений. И очно, и удаленно нас поддержали в Госдуме, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, федеральных обществах инвалидов, благотворительных фондах, региональных министерствах и ведомствах. Мы глубоко благодарны за подобное внимание к нашей конференции и, в целом, к проблемам детей с нарушением слуха. Елена Мелина директор Окружного-учебного методического центра по обучению инвалидов

Все участники конференции отметили высокий уровень ее организации. Отдельно они выделили и важность общения не только в рамках основных выступлений, но и в неофициальной части. С одной стороны, в Университете управления «ТИСБИ» и школе-интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья в эти дни собрались специалисты одной конкретной области инклюзивного образования. С другой — все они являются представителями разных направлений изучения этой проблемы. Все это позволяет надеяться на появление для участников синергетического эффекта как результата работы конференции.

конференция мастер-класс