В рамках слёта директора и координаторы средних образовательных учреждений региона «Волга» поделились своим опытом
Мероприятие, в котором приняли участие представители из городов Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов и Саратовская область, Пенза, Магнитогорск, Отрадный, Новоузенск, Кулебаки, Иннополис, Мамадыш, Нижнекамск, Болгар, Буинск, было приурочено к 70-летию создания Сети.
Открывая работу слёта, национальный координатор сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в России Нэлла Прусс поздравила участников с юбилейной датой.
САШ ЮНЕСКО объединяет более 12 тысяч образовательных учреждений в 182 странах мира. Деятельность сети согласована с Повесткой-2030 и направлена на стимулирование инноваций и поощрение преобразующего образования, сосредоточена на воспитании, образовании в интересах устойчивого развития, межкультурном образовании и изучении наследия.
Также Нэлла Матвеевна поздравила с прошедшим Днём учителя и напомнила, что темой Всемирного дня учителя в 2023 году стала тема «Учителя для качественного образования: Глобальная необходимость борьбы с нехваткой учителей». В совместном послании Генерального директора ЮНИСЕФ и Генерального секретаря Международной ассоциации просвещения по случаю Всемирного дня учителей говорится, что, если мы хотим достичь к 2030г. целей в области устойчивого развития, нам необходимы актуальные и инновационные педагогические методики, которые позволят подготовить сегодняшних учащихся к преобразованиям, необходимым обществу в стремительно меняющимся мире. Учителя обеспечивают одну из основ, от которых зависят эти преобразования.
«Вопрос нехватки учителей стоит остро во всём мире. Отношение к профессии педагога не получает достойного внимания ни со стороны руководства стран, ни со стороны общественности. Учитель является главной фигурой в системе образования, он принимает важное участие в жизни обучающегося, ведь он не только учит, но и воспитывает детей. Я всегда считала, что две профессии в обществе занимают самые высокие места – это учитель и врач. Но, к сожалению, учителю, особенно в первые годы работы, приходится очень нелегко. С одной стороны, к нему не очень уважительно относятся родители, с другой стороны он получает маленькую оплату за свой труд. Здесь еще важно и то, что поступить учиться на педагога многие идут по остаточному признаку, а не по призванию. Решение этой задачи требует изменения отношения к учителям. Сеть САШ ЮНЕСКО так же пытается решить и эту проблему» Нэлла Прусс национальный координатор сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в России
В юбилейный год создан сайт Ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ. Он является площадкой для общения, обмена опытом с единомышленниками, принятия участия в мероприятиях коллег из других регионов. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано 310 школ, из них 198 являются ассоциированными школами ЮНЕСКО, 58 кандидатов на вступление и 54 соискателя. Эти школы должны быть лучшими и выполнять все приоритеты ЮНЕСКО, в противном случае они перестанут носить это почетное название.
Старший советник Секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД России Ксения Гавердовская рассказала о новых инициативах на площадках организации и о том, как в них можно принять участие. Сегодня идёт активное развитие в рамках международного сотрудничества, и как нам уже известно, есть большие достижения в сотрудничестве с ЮНЕСКО. В сентябре 2023 года во время очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО список всемирного наследия пополнился очередным российским объектом из Республики Татарстан – в него включен комплекс астрономических обсерваторий КФУ.
Ксения Александровна в рамках своего выступления рассказала, что регион «Волга» является одним из передовых регионов в сети САШ ЮНЕСКО. В апреле в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО, которая проводится два раза в год. Это выборный орган, куда входит 58 стран, и он генерирует идеи и определяет основные тенденции развития организации. Затем все предложения рассматриваются на генеральной конференции ЮНЕСКО, который проводится один раз в 2 года. Так вот, на весенней сессии Генеральной конференции Российская Федерация, совместно с национальным координатором САШ ЮНЕСКО Нэллой Прусс выступила с инициативой и подготовила документ, посвященный юбилею и перспективам развития сети. Мы в этот документ вложили идею сконцентрировать работу школ на реализацию международных целей, а именно в дошкольном и средне-профессиональном образовании.
Директор колледжа «ТИСБИ» Тамара Федорова в своем выступлении подробно рассказала об опыте работы в составе жюри Всероссийского конкурса «Директор школы» и призвала участников не бояться и принимать участие в нём. Школы, входящие в сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО, так же могли бы рассказать о своем уникальном опыте, было бы интересно узнать подробности о самом пути к успеху, сложностях, с которыми столкнулись, о том, как решали эти проблемы, а не только о достигнутых результатах.
В рамках слёта директора и представители учреждений образования щедро делились своим опытом и итогами проведенных мероприятий, показывали снятые в своих школах видеоотчеты, рассказывали о своих планах на будущее.
Мероприятия, проводимые в рамках ЮНЕСКО несут мир в сознание детей и молодежи, являются движущей силой инноваций и качества в образовании.
Подводя итог встречи, Нэлла Прусс подчеркнула, что все школы занимаются образованием и воспитанием, но все же каждая из них должна иметь свое отличие. У каждого должна быть одна основная тема, так называемая красная линия, которой нужно заниматься серьезно и на научном уровне, и по этой теме держать связь с вузом. В 68 вузах России есть кафедра ЮНЕСКО и нами была предложена система, в которой предусматривается связь сети ассоциированных школ с кафедрой ЮНЕСКО вузах. Однако далеко не все школы используют эту возможность, в тоже время есть передовые учебные заведения, который работают в этом направлении и показывают хорошие результаты.
В Гимназии №143 города Казани, например, большое внимание уделяется «Семьеведению». Сегодня это актуальная тема, которую можно продолжать развивать в вузе, сотрудничая с ним. И все ассоциированные школы должны выбрать такую основную проблему и проводить по ней мероприятия. Тогда каждая школа станет центральной по той или иной тематике, и мы сможем видеть, как идет научная работа в конкретной области.
После пленарной части слёта участники посетили Ассоциированные школы ЮНЕСКО г. Казани: МБОУ "Гимназия № 179-центр образования" и Полилингвальный комплекс Адымнар, получивший статус Ассоциированной школы в 2022 году.